Умирание. Физиологические и психосоциальные аспекты.
Раздел: Статьи
/
Общая врачебная практика.
/
Паллиативная помощь.
/
Умирание. Физиологические и психосоциальные аспекты.
Страх смерти и потери близких людей является самым серьезным эмоциональным потрясением человека. Оно реализуется, когда человек непосредственно соприкасается со смертью близких или сам чувствует ее приближение. Причиной этого страха является неизвестность. Мы не знаем, что нас ждет по ту сторону смерти. Кроме того, человеку трудно смириться с тем, что когда-то наступит время, и он уйдет в небытие. Паллиативная помощь была создана для того, чтобы помочь людям адаптироваться к уходу из жизни и облегчить те переживания, которые связаны с этим периодом в жизни человека.
Страх смерти является предметом обсуждения не только в медицинских кругах. Эта проблема издавна волнует людей искусства: художников, композиторов. Стоит вспомнить хотя бы «Реквием» В.А. Моцарта. Философы и по сей день занимаются изучением проблем смерти и умирания в контексте различных формаций общества. Тема жизни и смерти является основополагающей во всех философских и богословских концепциях, созданных человечеством. Зачем человек пришел в этот мир, что ждет его после смерти - вопросы вечные, и каждая эпоха и цивилизация решали их по-своему (Огранович Д.А., 2007). В промышленно развитом и высокотехнологичном обществе смерть человека чаще происходит за пределами дома - в стационаре, хосписе. Родственники часто не присутствуют при процессе умирания, что приводит к дистанцированию от этого важного этапа человеческой жизни и может явиться одной из причин, способствующих развитию страха смерти в обществе. Появлению страха способствует боязнь зависимости от посторонней помощи, изоляции, боли, связанной с самим процессом умирания, потери контроля над своим телом, переживаний за горюющих близких, неизвестности (что будет после смерти). Большое влияние на восприятие смерти оказывает предшествующий опыт: уход за умирающим и присутствие при уходе из жизни одного из членов семьи. Определенное значение имеет средняя продолжительность жизни в обществе, а также сформировавшиеся представления о возможности контролировать силы природы и способности повлиять на судьбу. Нельзя не упомянуть и ценностные ориентиры общества. Если в основе всего лежит принцип накопления, а духовная жизнь отсутствует, то отношение к смерти, как правило, будет резко негативным, а проблемы умирающих людей вряд ли будут интересовать представителей широких кругов общественности.
В каждом конкретном случае отношение к смерти и процесс умирания будут зависеть от индивидуального опыта человека, его религиозной принадлежности (или ее отсутствия) и той культуры, к которой он принадлежит.
Отношение к смерти неразрывно связано с понятием духовности. Духовность - это разностороннее понятие, которое подразумевает, что у человека есть цель в жизни, он понимает смысл своего существования на Земле. Духовность и религия не являются синонимами. Человек может быть атеистом или агностиком, но при этом гармоничной и интеллектуально развитой личностью, умеющей сочувствовать и сострадать не в меньшей степени, чем глубоко верующий человек. Смерть бросает вызов каждому человеку. Умирание - это тяжелое испытание как для больного, так и для членов его семьи. От того, насколько человек может осмыслить все происходящее, справиться со своими переживаниями, преодолеть все страхи, зависит характер его ухода из жизни. При оказании паллиативной помощи важно учитывать, что физические страдания могут быть усилены этими страхами, подавленные эмоции не способствуют спокойному умиранию. Поэтому поддержка профессионалов, направленная на объяснение процессов, которые происходят при умирании, устранение тягостных симптомов могут способствовать облегчению страданий. Не случайно оказанию духовной поддержки уделяется важное место в философии паллиативной помощи, что учитывается в западных странах при оценке деятельности хосписов, к которой наряду с профессионалами привлекаются и священники.
Тем не менее человеку трудно смириться с тем, что смерть является естественным процессом. Неподготовленность к умиранию во многом обусловлена и тем, что до последнего времени было не принято говорить больным правду об истинном диагнозе. Нередко на этом настаивают родственники пациента, считая, что такая ложь убережет его от излишних страданий. Однако следует помнить о том, что умирающий может почувствовать ложь скорее, чем кто-либо другой, так как в этот период обостряются все его ощущения. Вряд ли будет способствовать большей любви и близости обман родных, обнаруженный в последние минуты жизни. Наконец, любой человек имеет право на знание правды о своем состоянии здоровья.
Во многом реакция пациента зависит от того, насколько деликатно врач проинформирует его об истинном положении вещей, как сумеет поддержать в трудную минуту. Эмоциональные реакции на информацию о плохом прогнозе могут быть самыми разнообразными. Несмотря на индивидуальные особенности людей, существуют общие типы реагирования на известие о приближающейся смерти. Наиболее распространена модель, описанная Э. Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании» (1969) и известная под названием «Пять стадий горя» (five stages of grief). В дальнейшем эта модель стала использоваться для характеристики психологических реакций в ответ на различные негативные события, в том числе и появление тяжелых заболеваний.
1 стадия - неприятие. Наиболее часто встречаются такие высказывания: «Я пока еще неплохо себя чувствую», «Это может случиться, но не со мной». Человек отодвигает от себя мысли о неминуемой смерти.
2 стадия - гнев. Эта стадия наступает, когда не согласиться с приближением смерти становится невозможно. Гнев может быть обращен на медицинских работников, могут возникнуть трудности с оказанием помощи, поскольку все чувства замещаются яростью и завистью по отношению к тем, кто здоров.
3 стадия - «торговля». Человек соглашается с тем, что смерть неизбежна, но пытается «договориться» об ее отсрочке. «Я сделаю все, что угодно, только бы мне увидеть, как мои дети закончат школу».
4 стадия - депрессия. В этой стадии умирающий начинает понимать неотвратимость смерти. Он может надолго замолчать, отказаться от общения, постоянно плакать. Не следует излишне его тревожить. Надо дать ему возможность погрузиться в свое горе.
5 стадия - принятие, или финальный этап сопротивления смерти. Человек в этой стадии становится спокойным и умиротворенным, принимая приближение смерти как неизбежный финал.
Необходимо подчеркнуть, что описанная очередность и проявление всех стадий далеко не всегда встречаются на практике. Многое зависит от типа личности, уровня образования и культуры, обстановки, в которой происходит процесс умирания - дом, хоспис, больница.
На стадии депрессии больной особенно нуждается в психологической поддержке. Следует отметить, что опасения говорить правду онкологическим больным были связаны с убеждением, что информация о диагнозе и прогнозе повергнет их в депрессию. В связи с этим до последнего времени считалось, что человека не стоит травмировать, поскольку его судьба предрешена. При этом забывалось, что человек может нуждаться в выполнении каких-либо обязательств, завершении начатых дел, и ему необходимо знать, на какое время он может рассчитывать. По наблюдениям профессора А.В. Гнездилова, посвятившего большую часть своей жизни оказанию паллиативной помощи в первом в России хосписе, критерием правильности ведения больного служит стадия принятия, в которой осмысление жизни, решение многих психологических проблем является крайне важным. Часто отмечается духовный рост больных в очень короткие сроки, что свидетельствует о необычайной интенсивности психических процессов, обострении памяти, чувств, мышления.
Важно подчеркнуть, что необходимым аспектом психологической поддержки умирающего больного является правильно примененный невербальный контакт. Прикосновение одного человека к другому, особенно в момент предоставления ему информации, дает ощущение близости, сопереживания. В книге «Медицина одного человека» А. Кохрана (в его честь названо Кохрановское сообщество, в котором сосредоточены данные о рандомизированных клинических испытаниях) описан эпизод, который сильно повлиял на него как на врача и человека. В нем повествуется об оказании помощи больному, умирающему от рака легкого, который кричал, как представлялось ему, от боли. Больной был русским, и вербальный контакт с ним был практически невозможен. В отделении стационара не было морфина, который раньше облегчал страдания пациента, что приводило врача в отчаяние. Он вспоминает, что инстинктивно сел на кровать, взяв руку больного в свою. Крик почти сразу прекратился. Через несколько часов больной мирно умер на его руках. Комментируя этот случай, А. Кохран отмечает, что причиной криков больного была не боль, а одиночество. Таким образом, он получил прекрасный урок по уходу за умирающими.
При общении с умирающим пациентом следует придерживаться определенных правил, которые можно сформулировать следующим образом:
• создайте комфортную обстановку для беседы, не торопитесь;
• сосредоточьтесь на пациенте, постарайтесь не отвлекаться в течение всей беседы;
• дайте пациенту возможность высказаться и выговориться, не проводите беседу как допрос, выдерживайте необходимые паузы;
• используйте навыки активного слушания, поддерживайте, сочувствуйте, используйте язык жестов;
• говорите доступным, понятным языком, не используйте непонятные термины и аббревиатуры (или расшифровывайте их);
• советы давайте четко, избегайте двусмысленности, не обещайте невозможного;
• информируйте пациента - его выбор и решения должны быть осознанными;
• при проявлении эмоциональных реакций - гневливость, слезы - не прерывайте пациента, дайте некоторое время для выхода чувств;
• с уважением относитесь к вере и обычаям пациентов, по возможности учитывайте их традиционный уклад жизни и национальные традиции;
• проверяйте и переспрашивайте, как понял вас пациент, если чувствуете необходимость, повторяйте информацию;
• уточняйте, все ли вопросы пациента вы обсудили или запланировали обсудить;
• результаты всех обследований и других консультаций желательно обсуждать в самое ближайшее время;
• не избегайте разговоров по телефону - это важный стимул поддержки.
Положения, которые следует учитывать в работе с умирающим человеком
1. Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение «Человек всегда умирает в одиночку» нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитную отстраненность от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему человеку нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.
2. Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности. Иногда такой потребностью становится простое присутствие рядом.
3. На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.
4. Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей. Иногда исповедь может растянуться на несколько дней. Проявляйте такт и терпение.
5. Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится. Можно услышать и напутствия, пожелания, отнеситесь к ним внимательно, этот опыт может быть очень важным для вашей жизни.
6. Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.
7. Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, - это наша личность. Конечно, мы представляем собой не идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.
8. Людям, которые общаются с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Однако иногда требуется информация и частичное руководство в начале организации помощи пациенту.
9. Медикам важно преодолеть чувство принижения профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается у врачей, для которых смерть пациента в некотором смысле является профессиональной катастрофой.
Стадии смерти (этапы умирания, этапы смерти) — это группы, на которые можно условно разделить процесс смерти организма животного или человека. Процесс собственно умирания разделяют на стадии: преагония, терминальная пауза, агония, клиническая и биологическая смерть.
Принципиальный вопрос, на который предстоит ответить при организации помощи умирающему пациенту, - это выбор места его пребывания. При этом должны учитываться как его пожелания, так и возможности того региона, в котором происходят события. К сожалению, мы не располагаем российской статистикой по этому поводу. По данным британских специалистов в области паллиативной помощи, 29% больных онкологическими заболеваниями умирают дома, 7% - в домах сестринского ухода, 50% - в стационарах и 13% - в хосписах. В российских условиях выбор места в большей степени зависит от организационной структуры паллиативной помощи. При наличии хосписа эта возможность должна быть предложена пациенту и его родным. Однако окончательное решение должно оставаться за умирающим человеком.
О приближении смерти свидетельствует ряд симптомов, о которых следует информировать родственников, оказывающих помощь. Лучше их оговорить заранее, чтобы они не почувствовали себя абсолютно беспомощными в ожидании приезда скорой помощи, если ухудшение состояния пациента наступает в ночные часы.
О развитии терминального состояния свидетельствует нарастание следующих симптомов:
• слабость;
• измождение;
• сонливость;
• дезориентация;
• отказ от приема воды и пищи;
• затруднения при пероральном приеме лекарств (затруднение глотания);
• нарушение концентрации внимания;
• изменения цвета кожных покровов (бледность, акроцианоз);
• одышка (агональное, хриплое или булькающее дыхание);
• задержка (либо недержание) мочи и стула;
• холодные конечности.
При оказании помощи следует избегать использования ненужных уже на этой стадии медикаментов. Прекращается введение кортикостероидов, если они были назначены ранее. Все внимание должно быть сосредоточено на устранении симптомов, которые вызывают дискомфорт у больного, в первую очередь боли. Анальгетики в этой стадии должны вводиться парентерально либо ректально. Не следует думать, что пациент в спутанном сознании не чувствует боли. Лишний раз заданный вопрос «Не больно ли?» поможет выявить потребность в последнем введении анальгетика. При оказании помощи следует обращать внимание на удобное и безопасное расположение больного в постели. Целесообразно показать родственникам, как выполняется уход за полостью рта (смазывание губ вазелином или кремом), промывание глаз, контроль за состоянием повязок в области пролежней.
Общение с умирающим пациентом и его родными является тяжелой психологической нагрузкой для врачей и медицинских сестер, оказывающих помощь. При беседе с родственниками нужно обратить внимание на следующие моменты:
• в первую очередь дать им возможность высказаться, внимательно их выслушать и ответить на возникшие вопросы, избегая специальных терминов;
• помочь в планировании их самостоятельных действий по оказанию помощи и уходу за умирающим;
• объяснить, куда следует обращаться при наступлении смерти.
Источник: Паллиативная помощь в амбулаторных условиях: руководство для врачей / под ред. О.Ю.Кузнецовой. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021.
Страх смерти является предметом обсуждения не только в медицинских кругах. Эта проблема издавна волнует людей искусства: художников, композиторов. Стоит вспомнить хотя бы «Реквием» В.А. Моцарта. Философы и по сей день занимаются изучением проблем смерти и умирания в контексте различных формаций общества. Тема жизни и смерти является основополагающей во всех философских и богословских концепциях, созданных человечеством. Зачем человек пришел в этот мир, что ждет его после смерти - вопросы вечные, и каждая эпоха и цивилизация решали их по-своему (Огранович Д.А., 2007). В промышленно развитом и высокотехнологичном обществе смерть человека чаще происходит за пределами дома - в стационаре, хосписе. Родственники часто не присутствуют при процессе умирания, что приводит к дистанцированию от этого важного этапа человеческой жизни и может явиться одной из причин, способствующих развитию страха смерти в обществе. Появлению страха способствует боязнь зависимости от посторонней помощи, изоляции, боли, связанной с самим процессом умирания, потери контроля над своим телом, переживаний за горюющих близких, неизвестности (что будет после смерти). Большое влияние на восприятие смерти оказывает предшествующий опыт: уход за умирающим и присутствие при уходе из жизни одного из членов семьи. Определенное значение имеет средняя продолжительность жизни в обществе, а также сформировавшиеся представления о возможности контролировать силы природы и способности повлиять на судьбу. Нельзя не упомянуть и ценностные ориентиры общества. Если в основе всего лежит принцип накопления, а духовная жизнь отсутствует, то отношение к смерти, как правило, будет резко негативным, а проблемы умирающих людей вряд ли будут интересовать представителей широких кругов общественности.
В каждом конкретном случае отношение к смерти и процесс умирания будут зависеть от индивидуального опыта человека, его религиозной принадлежности (или ее отсутствия) и той культуры, к которой он принадлежит.
Отношение к смерти неразрывно связано с понятием духовности. Духовность - это разностороннее понятие, которое подразумевает, что у человека есть цель в жизни, он понимает смысл своего существования на Земле. Духовность и религия не являются синонимами. Человек может быть атеистом или агностиком, но при этом гармоничной и интеллектуально развитой личностью, умеющей сочувствовать и сострадать не в меньшей степени, чем глубоко верующий человек. Смерть бросает вызов каждому человеку. Умирание - это тяжелое испытание как для больного, так и для членов его семьи. От того, насколько человек может осмыслить все происходящее, справиться со своими переживаниями, преодолеть все страхи, зависит характер его ухода из жизни. При оказании паллиативной помощи важно учитывать, что физические страдания могут быть усилены этими страхами, подавленные эмоции не способствуют спокойному умиранию. Поэтому поддержка профессионалов, направленная на объяснение процессов, которые происходят при умирании, устранение тягостных симптомов могут способствовать облегчению страданий. Не случайно оказанию духовной поддержки уделяется важное место в философии паллиативной помощи, что учитывается в западных странах при оценке деятельности хосписов, к которой наряду с профессионалами привлекаются и священники.
Тем не менее человеку трудно смириться с тем, что смерть является естественным процессом. Неподготовленность к умиранию во многом обусловлена и тем, что до последнего времени было не принято говорить больным правду об истинном диагнозе. Нередко на этом настаивают родственники пациента, считая, что такая ложь убережет его от излишних страданий. Однако следует помнить о том, что умирающий может почувствовать ложь скорее, чем кто-либо другой, так как в этот период обостряются все его ощущения. Вряд ли будет способствовать большей любви и близости обман родных, обнаруженный в последние минуты жизни. Наконец, любой человек имеет право на знание правды о своем состоянии здоровья.
Во многом реакция пациента зависит от того, насколько деликатно врач проинформирует его об истинном положении вещей, как сумеет поддержать в трудную минуту. Эмоциональные реакции на информацию о плохом прогнозе могут быть самыми разнообразными. Несмотря на индивидуальные особенности людей, существуют общие типы реагирования на известие о приближающейся смерти. Наиболее распространена модель, описанная Э. Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании» (1969) и известная под названием «Пять стадий горя» (five stages of grief). В дальнейшем эта модель стала использоваться для характеристики психологических реакций в ответ на различные негативные события, в том числе и появление тяжелых заболеваний.
1 стадия - неприятие. Наиболее часто встречаются такие высказывания: «Я пока еще неплохо себя чувствую», «Это может случиться, но не со мной». Человек отодвигает от себя мысли о неминуемой смерти.
2 стадия - гнев. Эта стадия наступает, когда не согласиться с приближением смерти становится невозможно. Гнев может быть обращен на медицинских работников, могут возникнуть трудности с оказанием помощи, поскольку все чувства замещаются яростью и завистью по отношению к тем, кто здоров.
3 стадия - «торговля». Человек соглашается с тем, что смерть неизбежна, но пытается «договориться» об ее отсрочке. «Я сделаю все, что угодно, только бы мне увидеть, как мои дети закончат школу».
4 стадия - депрессия. В этой стадии умирающий начинает понимать неотвратимость смерти. Он может надолго замолчать, отказаться от общения, постоянно плакать. Не следует излишне его тревожить. Надо дать ему возможность погрузиться в свое горе.
5 стадия - принятие, или финальный этап сопротивления смерти. Человек в этой стадии становится спокойным и умиротворенным, принимая приближение смерти как неизбежный финал.
Необходимо подчеркнуть, что описанная очередность и проявление всех стадий далеко не всегда встречаются на практике. Многое зависит от типа личности, уровня образования и культуры, обстановки, в которой происходит процесс умирания - дом, хоспис, больница.
На стадии депрессии больной особенно нуждается в психологической поддержке. Следует отметить, что опасения говорить правду онкологическим больным были связаны с убеждением, что информация о диагнозе и прогнозе повергнет их в депрессию. В связи с этим до последнего времени считалось, что человека не стоит травмировать, поскольку его судьба предрешена. При этом забывалось, что человек может нуждаться в выполнении каких-либо обязательств, завершении начатых дел, и ему необходимо знать, на какое время он может рассчитывать. По наблюдениям профессора А.В. Гнездилова, посвятившего большую часть своей жизни оказанию паллиативной помощи в первом в России хосписе, критерием правильности ведения больного служит стадия принятия, в которой осмысление жизни, решение многих психологических проблем является крайне важным. Часто отмечается духовный рост больных в очень короткие сроки, что свидетельствует о необычайной интенсивности психических процессов, обострении памяти, чувств, мышления.
Важно подчеркнуть, что необходимым аспектом психологической поддержки умирающего больного является правильно примененный невербальный контакт. Прикосновение одного человека к другому, особенно в момент предоставления ему информации, дает ощущение близости, сопереживания. В книге «Медицина одного человека» А. Кохрана (в его честь названо Кохрановское сообщество, в котором сосредоточены данные о рандомизированных клинических испытаниях) описан эпизод, который сильно повлиял на него как на врача и человека. В нем повествуется об оказании помощи больному, умирающему от рака легкого, который кричал, как представлялось ему, от боли. Больной был русским, и вербальный контакт с ним был практически невозможен. В отделении стационара не было морфина, который раньше облегчал страдания пациента, что приводило врача в отчаяние. Он вспоминает, что инстинктивно сел на кровать, взяв руку больного в свою. Крик почти сразу прекратился. Через несколько часов больной мирно умер на его руках. Комментируя этот случай, А. Кохран отмечает, что причиной криков больного была не боль, а одиночество. Таким образом, он получил прекрасный урок по уходу за умирающими.
При общении с умирающим пациентом следует придерживаться определенных правил, которые можно сформулировать следующим образом:
• создайте комфортную обстановку для беседы, не торопитесь;
• сосредоточьтесь на пациенте, постарайтесь не отвлекаться в течение всей беседы;
• дайте пациенту возможность высказаться и выговориться, не проводите беседу как допрос, выдерживайте необходимые паузы;
• используйте навыки активного слушания, поддерживайте, сочувствуйте, используйте язык жестов;
• говорите доступным, понятным языком, не используйте непонятные термины и аббревиатуры (или расшифровывайте их);
• советы давайте четко, избегайте двусмысленности, не обещайте невозможного;
• информируйте пациента - его выбор и решения должны быть осознанными;
• при проявлении эмоциональных реакций - гневливость, слезы - не прерывайте пациента, дайте некоторое время для выхода чувств;
• с уважением относитесь к вере и обычаям пациентов, по возможности учитывайте их традиционный уклад жизни и национальные традиции;
• проверяйте и переспрашивайте, как понял вас пациент, если чувствуете необходимость, повторяйте информацию;
• уточняйте, все ли вопросы пациента вы обсудили или запланировали обсудить;
• результаты всех обследований и других консультаций желательно обсуждать в самое ближайшее время;
• не избегайте разговоров по телефону - это важный стимул поддержки.
Положения, которые следует учитывать в работе с умирающим человеком
1. Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение «Человек всегда умирает в одиночку» нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитную отстраненность от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему человеку нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.
2. Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности. Иногда такой потребностью становится простое присутствие рядом.
3. На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.
4. Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей. Иногда исповедь может растянуться на несколько дней. Проявляйте такт и терпение.
5. Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится. Можно услышать и напутствия, пожелания, отнеситесь к ним внимательно, этот опыт может быть очень важным для вашей жизни.
6. Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.
7. Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, - это наша личность. Конечно, мы представляем собой не идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.
8. Людям, которые общаются с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Однако иногда требуется информация и частичное руководство в начале организации помощи пациенту.
9. Медикам важно преодолеть чувство принижения профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается у врачей, для которых смерть пациента в некотором смысле является профессиональной катастрофой.
Стадии смерти (этапы умирания, этапы смерти) — это группы, на которые можно условно разделить процесс смерти организма животного или человека. Процесс собственно умирания разделяют на стадии: преагония, терминальная пауза, агония, клиническая и биологическая смерть.
Принципиальный вопрос, на который предстоит ответить при организации помощи умирающему пациенту, - это выбор места его пребывания. При этом должны учитываться как его пожелания, так и возможности того региона, в котором происходят события. К сожалению, мы не располагаем российской статистикой по этому поводу. По данным британских специалистов в области паллиативной помощи, 29% больных онкологическими заболеваниями умирают дома, 7% - в домах сестринского ухода, 50% - в стационарах и 13% - в хосписах. В российских условиях выбор места в большей степени зависит от организационной структуры паллиативной помощи. При наличии хосписа эта возможность должна быть предложена пациенту и его родным. Однако окончательное решение должно оставаться за умирающим человеком.
О приближении смерти свидетельствует ряд симптомов, о которых следует информировать родственников, оказывающих помощь. Лучше их оговорить заранее, чтобы они не почувствовали себя абсолютно беспомощными в ожидании приезда скорой помощи, если ухудшение состояния пациента наступает в ночные часы.
О развитии терминального состояния свидетельствует нарастание следующих симптомов:
• слабость;
• измождение;
• сонливость;
• дезориентация;
• отказ от приема воды и пищи;
• затруднения при пероральном приеме лекарств (затруднение глотания);
• нарушение концентрации внимания;
• изменения цвета кожных покровов (бледность, акроцианоз);
• одышка (агональное, хриплое или булькающее дыхание);
• задержка (либо недержание) мочи и стула;
• холодные конечности.
При оказании помощи следует избегать использования ненужных уже на этой стадии медикаментов. Прекращается введение кортикостероидов, если они были назначены ранее. Все внимание должно быть сосредоточено на устранении симптомов, которые вызывают дискомфорт у больного, в первую очередь боли. Анальгетики в этой стадии должны вводиться парентерально либо ректально. Не следует думать, что пациент в спутанном сознании не чувствует боли. Лишний раз заданный вопрос «Не больно ли?» поможет выявить потребность в последнем введении анальгетика. При оказании помощи следует обращать внимание на удобное и безопасное расположение больного в постели. Целесообразно показать родственникам, как выполняется уход за полостью рта (смазывание губ вазелином или кремом), промывание глаз, контроль за состоянием повязок в области пролежней.
Общение с умирающим пациентом и его родными является тяжелой психологической нагрузкой для врачей и медицинских сестер, оказывающих помощь. При беседе с родственниками нужно обратить внимание на следующие моменты:
• в первую очередь дать им возможность высказаться, внимательно их выслушать и ответить на возникшие вопросы, избегая специальных терминов;
• помочь в планировании их самостоятельных действий по оказанию помощи и уходу за умирающим;
• объяснить, куда следует обращаться при наступлении смерти.
Источник: Паллиативная помощь в амбулаторных условиях: руководство для врачей / под ред. О.Ю.Кузнецовой. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021.
26.07.2021 | 19:19:46