Теории личности. Общие сведения.
Отсутствие мотивации - величайшая душевная трагедия, разрушающая
все жизненные устои.
Ганс Селье
все жизненные устои.
Ганс Селье
Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств, которые также построены по иерархическому принципу: на более низшие (ранние) наслаиваются более высшие (поздние) психические образования. Для большей наглядности психическую индивидуальность легко представить в виде пирамиды, фундаментом которой является темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальная составляющая психической индивидуальности).
Рис. 1.2. Сальвадор Дали. Антропоморфный секретерПримечание. Ящики в телах героев Сальвадора Дали символизируют тайны, а вернее, раскрытие тайн. У многих людей есть свои собственные ящики в доме, в которых они хранят такие вещи, на которые не стоит смотреть посторонним. Эти самые ящики с секретным содержимым и имел в виду Сальвадор Дали, когда рисовал их на своих картинах. Только здесь вместо белья, писем, каких-либо личных вещей - мысли, тайны и секреты, которые человек хранит как зеницу ока, но которые хотят раскрыть другие люди, чтобы вытащить все неприглядное содержимое мыслей и тайн человека наружу.
В рамках наук о человеческой психике существует несколько теорий личности.
Личность в психоаналитической теории З. Фрейда рассматривается в единстве трех основных структурных компонентов души: Ид (Оно), Эго и Суперэго.
Движущая сила поведения - инстинкты. З. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение, их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты - конечная причина активности. Следовательно, причина мотивации также лежит в инстинктах.
З. Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти (Эрос и Танатос). Наиболее существенными для развития личности З. Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо. Вторая группа - инстинкты смерти (мортидо) - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
Рис. 1.3. Связь структурной модели с уровнями сознанияПсихоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках: генетической и психосексуальной. Развитие личности рассматривается З. Фрейдом через прохождение индивидом психосексуальных стадий (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Стадии развития личности по З. Фрейду
Стадия | Возраст | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
1. Оральная | 0-18 мес | Отвыкание (от груди, рожка), отделение себя от материнского тела |
2. Анальная | 18 мес-3 года | Приучение к туалету (самоконтроль) |
3. Фаллическая | 3-6 лет | Идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания |
4. Латентная | 6-12 лет | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Стадия | Возраст | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
5. Генитальная | Пубертат | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Особенности развития личности по З. Фрейду
■ Определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.
■ Развитие - биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в определенном порядке.
■ Социальный опыт отражается в виде приобретенных установок, черт, ценностей.
Рис. 1.4. Модели личности с позиции фрейдизма (в адаптации и представлении профессора А.А. Табидзе, 2016): 1 - модель Фрейда (1923); 2 - модель Гурджиева (1924); 3 - модель Мясищева (1935); 4 - модель Вейна (1994)Теория аналитической психологии К.Г. Юнга рассматривает личность как совокупность архетипов (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Личность как совокупность архетипов (по К. Юнгу)С точки зрения индивидуальной психологии А. Адлера личность формируется под влиянием стремления человека к совершенствованию и превосходству (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Личность и стремление к совершенствованию и превосходству (по А. Адлеру)В гештальт-психологии личность анализируется сквозь призму способности перейти от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляцию. Условием достижения гармоничного равновесия между организмом и средой является осознавание иерархии потребностей. Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-1950-х гг. Фредериком (Фрицем) Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом.
В 1969 г. в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует гештальт-молитву (англ. Gestalt prayer) - короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний. «Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями.
Этот текст являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер. За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 1970-х. Это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 1970-х» - десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.
Текст молитвы:
Я делаю свое дело, и ты делаешь свое дело. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты - это ты, и я - это я,
И если нам случилось найти друг друга - это прекрасно. А если нет - этому нельзя помочь.
Поиск подхода к описанию многомерного подхода к человеку в русле гештальт-подхода (и в соответствии с базовым для гештальта принципом холизма) привел Сержа Гингера к символическому изображению человека на пентаграмме (рис. 1.7). Человек, вписанный в пятиугольник, восходит, по крайней мере, к знаменитому рисунку Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», иллюстрирующему пропорции человеческого тела и их соотношение с пропорциями в архитектуре.
Рис. 1.7. Пентаграмма С. ГингераС. Гингер применил пентаграмму, чтобы наглядно и неаналитично представить тот многомерный подход к человеку, который характерен для гештальта. Греческие буквы на пентаграмме условно соответствуют начальным буквам французских слов, представляющих пять измерений человеческой жизнедеятельности.
Бихевиоризм (поведенческий подход к анализу психологии личности) рассматривает личность человека как сумму паттернов поведения генетической природы (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Личность с позиций бихевиоризмаЭ. Фромм с позиции гуманистической психологии попытался сформулировать значимые для личности человека параметры, используя понятия «обладание» и «бытие», на основании которых происходит формирование тех или иных качеств личности (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Личность с позиции представлений Э. ФроммаВ рамках гуманистической психологии важное значение имеют работы А. Маслоу о психологии самоактуализации (рис. 1.10). Наивысшей точкой развития индивида он считал самоактуализацию личности - «наиболее полное использование собственных талантов, способностей и возможностей», в отличие от среднего человека, который живет с «заглушенными и подавленными способностями».
Рис. 1.10. Личность с позиции представлений А. МаслоуНередко личностные качества смешивают с индивидуально-психологическими и используют в качестве синонимов слова «личность» и «индивидуальность». Л.М. Баткин в связи с этим писал, что в разные эпохи в разных странах для обозначения этих понятий использовались различные термины. Так, греки, имея в виду индивида с социально значимыми чертами, говорили о добром муже, герое, мудреце. Римляне использовали термин «гражданин», англичане в XVIII в. - «джентльмен».
Источник: Психотерапия боли/ А. П. Рачин, К. А. Якунин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022
08.12.2021 | 21:39:40