Предиабет. Определение, распространенность, факторы риска предиабета.
Раздел: Статьи
/
Общая врачебная практика.
/
Эндокринология.
/
Предиабет. Определение, распространенность, факторы риска предиабета.
Предиабет – это нарушение углеводного обмена, при котором не достигаются критерии сахарного диабета, но превышены нормальные значения глюкозы крови: нарушения гликемии натощак (НГН), нарушения толерантности к глюкозе (НТГ).
Американское Диабетическое Общество (ADA) в качестве параметра для диагностики предиабета использует значение повышенного уровня гликированного гемоглобина (HbA1c) от 5,7% до 6,4%.
Согласно данным IDF мире насчитывается около 352,1 млн человек с нарушением толерантности к глюкозе. Ожидается, что к 2045 г. количество людей с НТГ в возрасте 20–79 лет достигнет отметки в 587 млн, что составит 8,3% взрослого населения. В Национальном статистическом отчете США по контролю и профилактике заболеваний за 2017 год установлено, что 33,9% взрослого населения имеют предиабет на основе уровней глюкозы натощак или гликированного гемоглобина (HbA1c). Распространенность выше среди лиц старше 65 лет – 48,3%. Однако только 11,6% взрослого населения США знают, что у них предиабет.
Исследование NATION показало, что на территории Российской Федерации НТГ и НГН встречаются у 19,3% (около 20,7 млн) населения в возрасте 20–79 лет. В исследовании DECODE, которое объединило результаты 10 европейских стран и включало в себя более 22 тыс. пациентов, регистрировалась более высокая смертность у пациентов с НТГ, однако отсутствовала корреляция между изменением уровня глюкозы плазмы натощак и смертностью.
В систематическом обзоре Zhang X et al., была показана связь между уровнями A1C и последующим развитием СД2. Лица со значением A1C ≥6,0% имели 5-летний риск развития сахарного диабета 2 типа от 25 до 50% и в 20 раз выше по сравнению с теми, у кого A1C <5%. А у тех людей, чей уровень А1С составлял от 5,5 до 6,0% 5-летняя заболеваемость составила от 9 до 25%.
В когортном метаанализе, проведенном Huang et al., предиабет был связан с повышенным риском ишемической болезни сердца, инсульта и общей смертности. Многочисленные рандомизированные контролируемые исследования (РКИ) продемонстрировали, что развитие предиабета имеет обратимый характер, это является неоспоримым основанием для проведения терапии ранних нарушений углеводного обмена с целью профилактики развития СД2. В финском исследовании профилактики сахарного диабета 2 типа (DPS), данные которого были опубликованы в 2003 г., интенсивное вмешательство в образ жизни лиц с предиабетом (снижение массы тела на ≥5%, физическая активность умеренной интенсивности ≥30 мин / день, доля пищевых жиров <30 в общей энергии (E%), насыщенных жиров < 10 E% и клетчатки ≥15 г / 1000 ккал), снижало риск развития сахарного диабета 2 типа на 58% в течение 6 лет и на 39% через 13 лет.
В исследовании Li S, Xiao J, Ji L, et al. с участием более 27000 пациентов было показано, что индекс массы тела (ИМТ) и висцеральное ожирение связаны с нарушением метаболизма глюкозы и риском развития предиабета. Эти данные предполагают, что окружность талии должна быть включена в оценку риска СД2 в клинической практике. В другом исследовании среди популяции индейцев пима из группы высокого риска без нарушения толерантности к глюкозе частота прогрессирования предиабета составила примерно 8% в год в течение четырех лет наблюдения. Существенными предикторами развития предиабета были избыточная масса тела, инсулинорезистентность и нарушение секреции инсулина. В японском исследовании, в котором принимали участие 3879 участников без нарушения углеводного обмена, после пятилетнего наблюдения у 21 участника обнаружили комбинированные критерии предиабета, 1730 – имели один из двух критериев. Факторы, которые предсказывали повышенный риск развития предиабета, включали показатели гематокрита, аланинаминотрансферазы, триглицеридов и холестерина липопротеинов низкой плотности.
Таблица 1. Факторы риска развития предиабета. Адаптировано из: Sallar A, Dagogo-Jack S. Regression from prediabetes to normal glucose regulation: State of the science. Exp Biol Med (Maywood). 2020;245(10):889-896.
Распространенность ожирения является одной из основных причин в развитии предиабета. Поддержание массы тела с помощью изменения образа жизни является ключевой и одновременно сложной задачей. В метаанализе, проведенном Mann et al. было показано, что примерно у 1/3 – 2/3 пациентов прибавка массы тела была больше в течение длительного периода наблюдения (от 4 до 7 лет), чем ее снижение, достигнутое на диете.
Тенденция к рецидиву ожирения после прекращения диеты может объясняться сохраняющимся снижением общего расхода энергии, расхода энергии в покое и при физической активности после потери веса в отдаленном периоде, независимо от того, сохраняется ли пониженная масса тела или нет.
Кроме риска развития предиабета, ожирение способствует формированию множества сопутствующих заболеваний, которые ухудшают качество и продолжительность жизни.
Таблица 2. Риск развития сопутствующей патологии, связанный с избыточным весом и ожирением у взрослых. Адаптиовано из: Grima M, Dixon JB. Obesity--recommendations for management in general practice and beyond. Aust Fam Physician. 2013;42(8):532-541.
Одной из предпосылок возникновения ожирения является нарушение сна, при котором изменяются некоторые метаболические пути (повышенное высвобождение жирных кислот, функции симпатоадреналовой системы, кортизола, лептина и TNF-α из жировой ткани, снижение соматотропного гормона, орексина), приводя к инсулинорезистентности, снижению расхода энергии и повышению аппетита. С другой стороны, психологическая, эндокринная, анатомические аномалии у людей с ожирением могут влиять на продолжительность и качество сна, создавая, тем самым, порочный круг.
Взаимосвязь между сном, ожирением и нарушением углеводного обмена
Ожирение и метаболизм, 2013; 3: 11-8 модицикация Lucassen et.al 2012. Адаптировано из: Lucassen EA, Rother KI, Cizza G. Interacting epidemics? Sleep curtailment, insulin resistance, and obesity. Ann N Y Acad Sci. 2012;1264(1):110-134.
В метаанализе Yili Wu et al. было включено 14 проспективных исследований (197906 человек). Общий результат показал, что короткая продолжительность сна (<6 часов) была достоверно связана с риском развития ожирения в будущем (ОР, 1,45; 95% ДИ, 1,25-1,67; I 2=66,2%).
Немаловажным является и тот факт, что за последние 30 лет выросло потребление продуктов и размеров блюд, а также общего суточного потребления калорий среди лиц всех возрастов. Возможно, это связано с развитием рекламы и повсеместной доступностью еды для перекусов.
В настоящее время нет полного понимания механизмов дисфункции бета-клеток, нарушения продукции инкретинов, а также участия центральной нервной системы, почек и желудочно-кишечного тракта в формировании ранних нарушений углеводного обмена. Однако сегодня совершенно ясно, что обратимость предиабета является неоспоримым основанием для его профилактики и лечения.
25.04.2022 | 16:58:53